Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.  «Спас яблочный». Всенощное бдение

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Спас яблочный». Всенощное бдение

18 августа 2016 года, накануне празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в нашем храме было совершено Всенощное бдение.

Преображение Господне – Великий день и Великий двунадесятый праздник для Православной церкви, имеет начало празднования в IV веке – по церковному календарю его отмечают 6 (19) августа. Этот день знаменует событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа, Спасителя нашего мира. Иисус Христос, озарился не земным светом, одежды его стали белее снега, предстал перед людьми в преображённом Божественном свете, тем самым визуально являя царствие Божье на земле. Таким образом, Господь предстал перед людьми не земным царём, а сыном Божьим.

Об этом событии описывается в трех Евангелиях, от Матфея, от Луки, от Марка. Чтобы оберечь своих учеников от горечи и уныния, Иисус Христос явил чудо Преображения Господа: По прошествии дней шести, Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на высокую гору. Там Иисус преобразился пред учениками: лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. Рядом с Ним явились пророки Моисей и Илия и стали беседовать о том, что Христу предстоит совершить в Иерусалиме. Петр, не зная от страха, что говорит, сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть. Если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, светлое облако осенило их, и из облака раздался голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте».

Услышав голос, ученики пали на лица и еще больше перепугались. Через какое-то время они подняли головы и не увидели никого, кроме Иисуса. Иисус же сказал ученикам: «Никому не говорите об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Но ученики не поняли, что он этим хотел сказать, и спрашивали друг у друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?» (Матфей, гл. 17).

До сих пор на горе Фавор живет память о великом посещении ее Спасителем мира нашего. Над вершиной этой горы, в ночь Преображения, можно видеть ярко светлое облако – об этом явлении рассказывают очевидцы – местные жители.

Иисус, отдавая себя, хочет помочь всем людям, но не все верят Ему, не понимают Его. Он смог бы сделать так, чтобы люди поверили Ему – показать Свою Божественную силу, но Он хочет от людей только свободной веры и свободной любви от людей. Иисус понимает, что в последний миг, предавая Себя в жертву, Его все оставят. Но тем самым, Он знает, что когда все совершится, это послужит свидетельством о том, куда Он зовет людей: к великому смыслу и радости, торжеству, для которых должен существовать человек. В неведении от всех, Иисус показал только троим ученикам Свою славу и Божественный свет. Тот Божественный свет, который пронизывает всю землю, весь мир. Божественный свет, в котором для всего заложен последний и главный смысл призвания человека.

Праздник Преображения Господня несёт в себе смысл духовного преображения человека, по образу Иисуса Христа. Молитва, покаяние и духовное совершенствование должны являться основными мыслями в этот день для каждого человека. Путём искреннего раскаяния, исповеди и таинства Причащения, человек очищается от грехов и духовно преображается. Всеми своими чувствами, устремляясь к Богу, истинный православно верующий должен пересмотреть свою жизнь, вспомнить все неугодные Богу дела, которые он совершал и вынести из этого определённые заключения, которые в дальнейшем повлияют на его мысли и поступки. В свою же очередь, Господь, наблюдая искреннее раскаяние и веру, преобразит жизнь верующего в лучшую сторону, облегчит насущные скорби, и непременно исполнит желания, исходящие от чистого сердца.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. В Праздник Преображения Господня в храмах по окончании торжественной литургии совершается освещение винограда и плодов, что является выражением дара Богу от благословлённой Им природы. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, именно в этот день освящаются плоды нового урожая, из которых к концу августа на Руси всегда выделялись яблоки. Именно поэтому праздник Преображения называется Спасом Яблочным.